Согласно данным «ОТЛК-ЕРА», тренд на опережающий рост грузопотока из Китая в Европу усиливается: за 9 мес. т.г. перевозки в обратном направлении (ЕС-КНР) «просели» на 35%.
В целом, в сервисах «ОТЛК-ЕРА» наблюдаются изменения в структуре грузопотока в виде увеличения доли транзита между КНР и ЕС с 33% в 2023 году до 54% в 2024 году.
При этом, стоимость перевозки по ж/д сохраняет свои ценовые позиции (~9 300) по отношению к альтернативным видам транспортировки, находясь между морскими (~$5 600, Шэньчжэнь – Гамбург/Роттердам) и автоперевозками (16 700, Шэньчжэнь/Циндао – Роттердам).
Среди факторов, влияющих на изменение транзитной ставки по направлению «Китай – Европа», специалисты ОТЛК-ЕРА выделяют следующие:
• Баланс грузопотоков (увеличение дисбаланса грузопотоков и снижение показателя балансировки до 12%)
• Конкуренция (значительный рост ставок морского фрахта)
• Инфраструктурные ограничения (ремонтные работы на участке «Достык-Мойынты»)
• Себестоимость (увеличение инфраструктурных тарифов на возврат порожнего подвижного состава и рост ставок китайских экспедиторов на направлении «Китай-Европа»)
• Ресурсы (рост стоимости предоставления подвижного состава и дефицит фитинговых платформ и контейнеров)
• Платежи (санкции и отключение от SWIFT)
Радует, что на Азию приходится более 70% мирового объема рынка контейнерных перевозок (123 млн из 174,1 млн ДФЭ), которые продолжат свою динамику роста (в 2024 году прогнозируется рост рынка на 5-6%, в 2025 году – на 3-4%).
Осталось дело за малым, не упустить возможности растущего рынка и усилить работу по развитию казахстанских контейнерных перевозок.